(Касимовской и Сасовской епархии), в пос. Кадом Рязанской обл., на р. Мокше.
Основан в 1793 г. первоначально как жен. богадельня по инициативе девицы купеческого сословия Е. Ф. Рожновой и нескольких мещанок. Они попросили настоятельницу рязанского Явленского Казанского мон-ря игум. Евгению направить в Кадом для помощи в организации богадельни послушницу Екатерину Варфоломеевну Горскую, дочь сельского пономаря (Цепков. С. 420). В 1794 г. Горская приехала в Кадом. В сент. 1795 г. было решено «устроить келии для женской общины при Димитриевской соборной церкви на порожнем месте, где прежде был воеводский дом» (Кобяков. 1875. С. 5-6). В 1797 г. городские власти обратились к архиеп. Рязанскому и Шацкому Симону (Лагову) с просьбой разрешить основать в Кадоме жен. общину «со всеми необходимыми сооружениями для проживания девиц, сирот, престарелых и увечных купеческих и мещанских девиц и вдов». Указом Рязанской духовной консистории от 3 июня 1797 г. при кадомском соборе свт. Димитрия Ростовского была учреждена община, 10 девиц стали ее насельницами. 11 июня 1797 г. указ был согласован с Кадомской градской ратушей. В 1797 г. кадомские благотворители купили близлежащую усадьбу (2000 кв. саж.) для строительства жилых и подсобных помещений обители.
В 1799 г. заштатный г. Кадом был «отчислен» к Тамбовской епархии. В 1805 г. соборный протоиерей Феоктист Петров ходатайствовал о ликвидации общины-богадельни, объясняя свое намерение в письме к еп. Тамбовскому Феофилу (Раеву) тем, что «пономарская дочь села Акаева, девица Екатерина Варфоломеевна, почитая себя настоятельницей, самовольно набрала девиц, числом до пятидесяти, и настроила новых высоких келий около теплой Димитриевской церкви, что угрожает опасностью для самой церкви...» (Там же. С. 14). Однако в результате проверок Тамбовское епархиальное начальство признало существование богадельни «законным», а прот. Петров получил выговор. Указом Тамбовской духовной консистории от 8 окт. 1806 г. Горской было предписано именоваться не настоятельницей, а начальницей общины. 12 нояб. 1849 г. определением Синода богадельня была переименована в жен. общину с утверждением начальницы и казначеи и получила право иметь общинную печать (1851). Сестры приняли рясофорный постриг. 18 мая 1868 г. община обрела статус самостоятельного монастыря. 25 февр. 1868 г. при К. м. было открыто жен. уч-ще и приют для девочек-сирот духовного звания, в котором преподавали Закон Божий, арифметику, чтение и чистописание.
Первая настоятельница Е. В. Горская (1794-1840) находилась в переписке со старцами Саровской пуст. прп. Серафимом, прп. Назарием (Кондратьевым) Валаамским и иером. Иларионом (Здобиным) и др. Считается, что пребывавший на покое в Сарове прп. Назарий был непосредственным руководителем иноческой жизни сестер обители. По просьбе Горской он не раз приезжал в Кадом для наставления сестер. Горская и сама навещала старца Назария в Сарове, посылала ему письма с вопросами по уставной жизни общины (некоторые из писем хранятся в архиве К. м.). За неск. недель до кончины прп. Назарий († 23 февр. 1809) благословил настоятельницу обращаться за духовным окормлением к своему ученику иером. Илариону (Здобину), впосл. духовнику Саровской пуст. (см.: Минин, Минина. 2010 С. 20-21). Так, в письме от 5 мая 1817 г. иером. Иларион писал Горской: «Радуюсь я о том, что вы в безмолвной жизни поживаете. Радуюсь, что и в добродетелях благоуспеваете, а паче потому, если живете во внимании и не оставляете Иисусову молитву. Понеже она есть глава и начало всем добродетелям. И ничтоже тако лукавому бесу вход заграждати обыче, якоже молитва и моление прилежно. Свет убо в храме от горящей свещи, свет же во уме и есть молитва. Молитвою потребляется всякое смущение вражие. От молитвы рождается страх Божий, который, по Писанию, есть начало премудрости» (цитата по: Кобяков. 1875. С. 45). Вероятно, первоначально иноческая жизнь в обители была организована по правилам, близким к уставу Саровской пустыни. Известно, что сестры после вечерни собирались в трапезной комнате и совершали Саровское молитвенное правило с земными и поясными поклонами. Читались молитвы прп. Макария Великого, Исаака Сирина, св. Стефана Фивейского, свт. Иоанна Златоуста, а также каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Правило заканчивалось пением тропарей Божией Матери, святителям Николаю Чудотворцу, Димитрию Ростовскому, великомученицам Екатерине и Варваре (Там же. С. 7-11).
В XIX в. в К. м. служили священники П. И. Лисин, И. Л. Добротин, И. Кобяков, С. Орлов, диаконы И. Литовский и И. Константинов (обучали воспитанниц хоровому пению). В сер. XIX в. в К. м. проживало ок. 125, в 1868 г.- ок. 200 сестер, к 1900 г.- ок. 500 монахинь и послушниц, в 1914 г.- 365 насельниц. Известно, что сестры пряли, ткали, вышивали, отделывали фольгой образа, изготавливали ковры, производили особое игольное кружево «Кадомский вениз», стегали ватные одеяла.
Первоначально насельницы посещали богослужения в Димитриевском соборе г. Кадома. В 1824 г. местная дворянка Ф. М. Богданова отписала богадельне дом с усадьбой и с надворными постройками, оцененными в 530 р. В 1852 г. было разрешено строительство храма на территории усадьбы Богдановой. 20 авг. 1857 г. в К. м. был освящен летний каменный храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая». Позже, по проекту архит. А. С. Четверикова, с южной стороны был пристроен придел в честь Преображения Господня, а с северной - во имя прп. Сергия Радонежского. Интерьер храма был украшен настенной росписью, купол покрыт позолотой способом «горячего» золочения. В зап. части церкви была возведена 40-метровая колокольня (1856). В 1860 г. был построен и 4 авг. 1865 г. освящен теплый каменный храм во имя св. пророка Божия Илии с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. В 1896 г. в К. м. был заложен 3-й каменный храм, теплый, 3-престольный: главный придел - в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», правый - во имя арх. Михаила и левый - во имя ап. Иоанна Богослова. В 1866 г. на общинной даче в с. Никиткино был построен деревянный 2-ярусный храм с ц. в честь Казанской иконы Божией Матери на 1-м этаже и ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких на 2-м этаже.
При игум. Магдалине (Машковой; † 1873) обитель была обнесена каменной оградой (1858), к 1910 г. построены 2-этажный каменный корпус (60-е - нач. 70-х гг. XIX в.), деревянный с мезонином корпус (1861) уч-ща, каменный 2-этажный хлебопекарный (1861) и деревянный игуменский корпуса, 2-этажная трапезная, казначейский корпус (1885), 2-этажное здание монастырской школы (1899), 2-этажный сестринский корпус в южной части мон-ря (1896), 2-этажное каменное здание в юго-восточной (1909), каменная одноэтажная келья (1840) при сев. вратах мон-ря, 2-этажный корпус (бывш. просфорный), деревянные псалтирный (на сев.-вост. стороне) и больничный (на сев. стороне) корпуса (1840), 3 причтовых дома (1857, 1880), 2-этажный дом (1904). Среди хозяйственных построек упоминаются каменные баня и ледник, 3 деревянных амбара, 2 ледника, 2 скотных двора, деревянный корпус (1897) при конном дворе, 2 конюшни - тесовая и каменная (1910) и бревенчатый каретный сарай на кирпичных столбах. Также во владении мон-ря находились бревенчатый дом (1895) в г. Кадоме на Заречной стороне (в приходе Преображенской ц.) и строения на Никиткином хуторе (12 верст от мон-ря): деревянные гостиница (1900), ветряная мельница с амбарами и жилым домом для рабочих и др.
В 1857 г. на средства жителей г. Кадома обитель приобрела 179 дес. земли в с. Никиткино. Помещик А. А. Манцеров передал сестрам еще 172 дес. земли в сельце Кулаевы Починки; шацкий купец Соловьёв купил для общины 146 дес. земли. К 1868 г. земельные владения К. м. составляли 600 дес. После 1873 г. были организовано Аниковское монастырское поместье (в 4 км от Кадома), Беловское подворье с огородом (в 3 км от Кадома), расширен Никиткинский сад. К 1911 г. К. м. владел 763 дес. 817 кв. саж. земли, из них 338 дес. 314 кв. саж. пахотной, 222 дес. 824 кв. саж. «под лесом», 123 дес. «под лугами». При Никиткинском хуторе был разбит сад (ок. 3 дес.), к-рый сдавался в аренду, что приносило мон-рю доход ок. 600 р. в год. На монастырских хуторах были устроены 2 пасеки. Кроме земли мон-рь владел капиталом в билетах на 114 тыс. р.
Среди святынь К. м. наиболее почитаемыми были храмовая икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская), а также образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет», переданный сестрам от благотворительницы Богдановой по духовному завещанию вместе с усадьбой, ранее принадлежавший ее отцу. По рассказам Богдановой, «отец ее однажды чуть не утонул в реке Терек, но, видя опасность, начал молиться так: «Царица Небесная! Ради своей иконы, которая теперь со мною, спаси меня!» - и был выброшен на берег, в то время как товарищи его потонули» (Там же. С. 20). Др. чтимая икона - образ Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»), согласно надписи на обратной стороне, была специально для кадомской обители «писана и освящена во св. Афонской горе, в русском Свято-Андреевском общежительном скиту». Икона вмч. Пантелеимона «замечательной живописи» также была прислана со Св. Горы, о чем свидетельствует надпись на обратной стороне (Там же. С. 22). К нач. XX в. в б-ке мон-ря хранились Новый Завет (СПб., 1739), Следованная Псалтирь (1755), «Алфавит духовный» (1760) и Поучения свт. Димитрия Ростовского (М., 1776), Евангелие с толкованиями блж. Феофилакта Болгарского (М., 1783), Четьи-Минеи, составленные свт. Димитрием Ростовским, в 4 книгах (М., 1796), Добротолюбие (М., 1793), Семь слов прп. Макария Великого (СПб., 1775), Обличение неправды раскольников, показанное в ответах выготских пустосвятов на вопросы иером. Неофита (М., 1745), Лествица (М., 1785), Киево-Печерский патерик (1779), Наставления о собственных всякого христианина должностях свт. Тихона Задонского (СПб., 1791) и др. Архив мон-ря содержал крепостные акты, указы, приходо-расходные и соборные книги и акты. Самые древние документы - «приговор» Кадомского городского об-ва об основании обители 1795 г. и указ Рязанской духовной консистории «о дозволении» строить богадельню при Димитриевской ц. г. Кадома 1797 г.
После 1917 г. священники, монахини и дети-сироты (всего ок. 400 чел.) были выселены из обители, имущество национализировано, церковные ценности изъяты и частично уничтожены: книги, иконы сожжены, архивы выброшены. Весной 1920 г. соборный храм был передан под зернохранилище (впосл. превращен в учебный корпус швейного техникума). Вероятно, сестры пытались зарегистрировать на территории мон-ря трудовую общину; в письме в президиум Елатомского УИКа за 1923 г. было указано «регистрацию общества при Богородичной церкви бывшего Кадомского мон-ря не утверждать», т. к. насельницы собирались жить по монашескому уставу и просили передать храм в их пользование (ГАРО. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 2. Л. 41).
25 мая 1923 г. все здания К. м. были муниципализированы (Там же. Ф. Р-230. Оп. 1. Д. 480. Т. 1. Л. 166-180). На заседании президиума Кадомского горсовета в июле 1923 г. было вынесено решение народного суда г. Кадома о выселении монашествующих из К. м. с передачей церквей «группе верующих», а если таковых не найдется, «на хранение как исторические памятники» (Там же. Л. 42). В списке Кадомского волисполкома за 1924-1925 гг. указано: «...три склада каменных бывшего Кадомского женского монастыря - переданы для склада товаров. Подвал каменный бывшего Кадомского женского монастыря передан для склада товаров» (Там же. Ф. Р-1300. Оп. 1. Д. 40. Л. 103). В 1927 г. деревянная церковь на подворье в с. Никиткине была разобрана. В Ильинском храме К. м. был устроен склад райпотребсоюза. В 30-е гг. XX в. с храмов были сброшены купола, повреждена колокольня, игуменский дом и деревянные флигели разрушены, утварь разграблена. Большая часть бывш. монастырских зданий была передана в ведение Кадомского колхоза (Там же. Ф. Р-30. Оп. 1. Д. 89. Л. 282), после 1953 г. некоторые постройки К. м. переоборудованы «под учебный корпус техникума» (Там же. Ф. Р-5629. Оп. 1. Д. 32. Л. 4).
В 1993 г. монастырский храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая» был передан РПЦ, клирики и прихожане городского Димитриевского храма собирали средства на его реставрацию. 17 апр. 1997 г. мон-рь возобновлен. 31 авг. 1997 г. освящен храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая» с двумя приделами: во имя прп. Сергия Радонежского и во имя прп. Серафима Саровского. В 2006-2010 гг. в К. м. проведены реставрационные работы в соборном храме и келейном корпусе, благоустроено монастырское кладбище (на территории монастыря найдены захоронения 2 настоятельниц - Рафаилы (Волковой; † 1923) и Филареты). В сент. 2010 г. К. м. возвращено здание келейного корпуса (с сер. XX в. в нем размещалось общежитие технологического техникума). Рязанская епархия ходатайствует об освобождении храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», к-рый используется под учебный корпус Кадомского технологического техникума; здания бывш. сестринского корпуса (используется с 1920 правоохранительными органами; ныне в нем располагается ОВД по Кадомскому р-ну).
К 2012 г. в К. м. почитаются икона Божией Матери «Милостивая» (написана в Афинах; братия Киккского мон-ря (о-в Кипр) в течение 40 дней служила молебны перед иконой до ее отправления в Кадом); Боголюбская икона Божией Матери (привезена из Москвы духовником мон-ря архим. Афанасием (Культиновым)); икона Божией Матери «Знамение». Из кадомского Димитриевского собора в К. м. возвращен монастырский образ св. вмч. Пантелеимона (XIX в.). С февр. 2008 г. по благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Павла (Пономарёва) в соборе в честь иконы Божией Матери «Милостивая» пребывает ковчег с частицами мощей: св. Иоанна Предтечи, вмч. Пантелеимона, святителей Иоанна Златоуста, Феодорита, еп. Рязанского, Питирима, еп. Тамбовского, прмч. Гедеона Афонского, мц. Харитины, прп. Евпраксии, девы Тавенской, преподобных Кукши Одесского, Александры и Марфы Дивеевских, блж. Василия Московского. Недалеко от монастыря расположены 2 святых источника, не упоминаемые в дореволюционных описаниях: св. Иоанна Предтечи и бессребреников Космы и Дамиана.
К маю 2012 г. в мон-ре проживало ок. 10 насельниц, в т. ч. настоятельница мон. Евгения (Свиридовская) и 2 схимонахини. Богослужения совершали 2 иерея, духовник обители - архим. Афанасий (Культинов). Ежедневно по окончании богослужения и вечернего молитвенного правила сестры во главе с настоятельницей обходят К. м. с иконой Божией Матери «Милостивой», читая «Богородице Дево, радуйся…» и Иисусову молитву.